Главная страница Карта сайта Обратная связь English version
   
  размножаем стоянки...

Статья в журнал Retail


Активная паркинг-навигация – очередной шаг к инновациям в сфере крупной торговой недвижимости

Retail, во всех его проявлениях, одна из важнейших сфер экономики и потребительского рынка страны. Торговые и мультифункциональные retail-центры являются огромными концентраторами посетителей и, как следствие, автомобилей на которых они приезжают. Рост автомобилизации повышает важность предоставления посетителям простой и как можно более комфортной парковки. В последние годы очевидно, что качество парковки или паркинга того или иного торгового комплекса становится серьёзным конкурентным преимуществом, выходящим порой на первое место в крупных мегаполисах.

Одной из наиболее актуальных функций, определяющих качество и удобство использования парковки, является навигация, которая помогает посетителям легко и быстро ориентироваться внутри больших пространств заполненных автомобилями.

Традиционно на парковках принято использовать 3 вида пассивной навигации:
цветовое и символьное зонирование паркинга для визуального запоминания водителем места парковки;
системы табличных указателей, направляющих посетителей к входам в торговый комплекс и платежным терминалам;
системы дорожных знаков и указателей, направляющих к выездам из паркинга,
Однако, рост размеров торговых комплексах повлек за собой и колоссальное увеличение размера парковок, количество машиномест на которых уже измеряется тысячами, вызывая целый ряд дополнительных сложностей.

Одной из ключевых новых проблем, с которыми сталкиваются все без исключения торговые центры – это время, которое тратит посетитель, приехавший на автомобиле, на поиск свободного места для парковки. Длительные маневры каждого автомобиля по парковке в поисках свободного места не только вызывают раздражение и портят настроение у потенциальных покупателей, но и существо снижают оборачиваемость парковки, повышают вероятность мелких ДТП, повышают концентрацию выхлопов внутри паркинга и как следствие ускоренный износ полов и строительных конструкций.

Второй проблемой является обратный процесс — это поиск забывчивыми или невнимательными владельцами своих припаркованных автомобилей, что особенно актуально на одно- или многоуровневых паркингах занимающих большие площади. Оба этих фактора, в большей или меньшей степени, но существенно влияют на лояльность потенциальных покупателей к посещению того, или иного торгового комплекса.

Решением, улучшающим информативность паркинга, является применение систем активной паркинг-навигации, которые с помощью электронных средств обеспечивают сбор данных о занятости парковочных зон или каждого машиноместа индивидуально, обрабатывают полученные сведения и выводят их на электронные информационные табло.

Рис_1 Вид паркинга

Рис.1 Вид паркинга с установленной системой

Основными компонентами электронных систем активной паркинг-навигации являются:
— датчики присутствия автомобилей, имеющие различную конструкцию и технологию детектирования занятости;
двухцветные индикаторы занятости (красный\зеленый), показывающие фактическое состояние (занято/свободно);
— информационные табло, отображающие количество свободных мест на уровнях паркинга и в отдельных зонах;
— электронные блоки сбора и обработки данных;
— программное обеспечение, отражающее фактическое состояние паркинга и собирающее статистические данные для анализа эффективности эксплуатации.

Рис_2 Структурная схема системы

Рис.2 Структурная схема проводной системы активной паркинг-навигации

 

Существует широкое разнообразие технологий применяемых в системах активной навигации. Одной из наиболее часто употребимых является технология, основанная на ультразвуковом сканировании машиноместа и детектировании занятости посредством приема отраженного излучения в ультразвуковом диапазоне. Над каждым машиноместом устанавливается ультрозвуковой датчик (УЗД) и с определенным интервалом времени, опрашивает состояние машиноместа, определяя занято оно, или нет. Когда машиноместо свободно световой индикатор, установленный в проезде или интегрированный с УЗД, горит зеленым светом, когда занято – красным. Информация со всех датчиков собирается и обрабатывается блоками управления, после чего выводится на внешние и внутренние светодиодные табло, отображая на них количество и направление движения к свободным машиноместам.

Рис_3 информационные табло системы

Рис.3 Внешние и внутренние информационные табло

 Рис_4 Блоки управления

Рис.4 Блоки управления

Рис_5 световой индикатор и УЗД

Рис.5 Световые индикаторы и УЗД

Связь между УЗД и блоками управления может осуществляться с помощью проводных и беспроводных систем обмена данными. Применение беспроводных технологий сокращает сроки и удешевляет монтаж системы. Выбор типа передачи данных зависит от конфигурации паркинга. Для идентификации занятости машиномест на открытых парковках используются проводные или беспроводные магнитные детекторы, устанавливаемые непосредственно на пол или в пол парковочного места.

Одной из наиболее передовых систем ParkFiNDER является версия PRO в основе которой лежит использование видеодетекторов, установленных над каждым машиноместом. Детекторы идентифицируют занятость машиноместа по наличию на нем автомобиля, распознают номер припаркованного автомобиля и через специальные сенсорные терминалы, установленные в зонах выхода в паркинг, позволяют посетителю по госномеру автомобиля найти место его парковки с проложенным на схеме кротчайшим маршрутом.

Все перечисленные выше компоненты и технологии имеют свои особенности и максимальный эффект от их применимости зависит от профессионализма интегратора и имеющегося в его распоряжении разнообразия технических решений.

Стоимость внедрения систем активной паркинг-навигации напрямую зависит от технического задания, выбранной технологии и, как следствие, количества компонентов системы, и сильно варьируется от размеров и конфигурации паркинга. В среднем приведенная стоимость внедрения электронных систем паркинг-навигации на одно машиноместо, для наиболее общих случаев, составляет в пределах 3000-8000 рублей. Отличие в стоимости оснащения открытых парковок и крытых паркингов является не существенным и находится в пределах указанных средневзвешенных ценовых параметров.

Рис_6 паркинга_01

Рис.6 Вид паркинга с установленной системой

 При выборе технических решений активной паркинг-навигации заказчику в первую очередь необходимо обратить внимание на сбалансированное соотношение количества внутренних информационных табло в зависимости от конфигурации паркинга и его схемы организации дорожного движения (ОДД). Экономия на информационных табло, отображающих количество свободных мест и направление движения в их сторону, резко снижает информативность системы и, как следствие, ее общую эффективность. Практическое внедрение систем активной паркинг навигации должно начинаться с разработки рабочего проекта системы и согласования всех ее компонентов в увязке с проектом ОДД паркинга в целом.

Практика применения систем активной паркинг-навигации показывает существенное увеличение пропускной способности паркинга в среднем на 35-40% в часы пик и, как следствие, ускорение его оборачиваемости. Стоит отдельно отметить значительное повышение лояльности посетителей, которые при въезде в паркинг торгового центра сразу знают направление движения в сторону свободных машиномест и их количество, тратя минимум времени на их поиск.

Применение систем активной паркинг-навигации приносит выгоду собственникам торговой недвижимости при установке на парковках любой вместимости, при этом есть прямая зависимость — чем больше и сложнее паркинг по геометрии, тем больше экономический и эксплуатационный эффект и практическая окупаемость первоначальных инвестиций во внедрение системы.

Паркинги, оснащенные системами активной паркинг навигации, могут быть интегрированы для обмена данными с единым парковочным пространством Москвы с предоставлением сведений для интерактивных программ типа Московское Парковочное Пространство (МПП) Full – приложение для поиска и оплаты парковки в г. Москве которая позволяет:

— находить парковки разных типов;
— в перспективе, получать сведения о наличии свободных мест в режиме реального времени;
— строить маршруты до парковок;
— получать дополнительную информацию о парковках (название, адрес, стоимость, вместимость и др.);
— управлять парковкой (начинать, продлять и завершать парковочную сессию);
— оплачивать парковку;
— пополнять личный парковочный счет;
— просматривать маршруты мобильных комплексов фиксации нарушений.
Такая интерактивная интеграция информационных систем многократно повышает комфорт использования паркингов и объединяет все парковки в единое информационное и физическое пространство.

На сегодняшний день, основным сдерживающим фактором широкого применения систем активной паркинг-навигации является недооценка со стороны собственников торговой недвижимости зависимости качества парковочной функции и степени лояльности потенциальных покупателей к посещению торговых центров, и, как следствие, дефицит инвестиций во внедрение подобных систем.

Автор статьи: Каминский А.Ю.
Генеральный директор ООО «МультиПаркинг»

Статья также опубликована на портале http://www.parkingid.ru/publications/6015/